Некоторые учёные говорят, что бессмертие человека – это вопрос обозримого будущего. Раз уж медицина смогла существенно продлить продолжительность жизни, то она способна обеспечить и вечную жизнь. Тем более что пример фактически бессмертного существа у нас уже есть: маленькая медуза турритопсис, способная «омолаживаться» и начинать жизненный цикл заново.
И всё бы ничего, но с возможным бессмертием связаны и некоторые проблемы. А как мы, собственно, хотели – ни одно приобретение не даётся нам просто так. Кто-то утверждает, что с получением вечной жизни человек утратил бы сам смысл существования: зачем работать, спешить развиваться, набираться впечатлений и «брать от жизни всё», если всё равно эта жизнь никогда не закончится? Но есть и более материальная проблема: население, состоящее из бессмертных особей, когда-нибудь станет избыточным. Ни пространства, ни прочих ресурсов не хватит, чтобы обеспечить растущее, но не умирающее поголовье людей.
Можно, конечно, полностью отказаться от размножения. Население Земли будет постоянным… но не особо «свежим». Не будет притока новой крови и, так сказать, новых мозгов. Города и сёла будут населены взрослыми, много повидавшими людьми, уставшими от жизни, скучными и апатичными. Кто-то, конечно, устанет раньше, кто-то позже. Но превращение всех и каждого в сытых и пустых обывателей, наверное, неизбежно.
В действительности такой сценарий маловероятен. Хотя бы потому, что научно-технический прогресс осуществляется, скажем так, общим потоком. И бессмертие человечество обретёт вместе с другими достижениями – например, с покорением космического пространства. А раз так, то можно предположить появление некой новой этики, новых законов бытия, что позволит решить и проблему скуки, и проблему перенаселённости.
Как именно? Предположим, человеку исполнилось шестьдесят лет. Внешне он ничем не отличается от молодых тридцатилетних мужчин, разве что больше знает и больше повидал на своём веку, да и то не факт: уже сегодня общая информационная база (то есть интернет) во многом уравнивает интеллект «молодых» и «старых». И когда житель Земли достигает упомянутого возраста, он обязательно должен покинуть родную планету, отправившись в самые отдалённые уголки освоенной части космоса. Всякая связь с «метрополией» для него будет потеряна, а сам он будет обживать новую землю, трудиться на ней, развивать хозяйство. Получится нечто отдалённо похожее на привычный нам мир: постаревший человек покидает земной мир и отправляется в некое новое «царство» на небе, только не символически, а вполне буквально. Новый мир, в котором ему предстоит жить, будет для него совершенно незнакомым пространством, что создаст ощущение «молодости»; человек как бы заново родится. А ещё через шестьдесят лет он снова должен будет отправиться на новое место обитания.